Общество Поиски 7-летнего Кости Долгова выявили неготовность властей к координации с волонтёрами

Поиски 7-летнего Кости Долгова выявили неготовность властей к координации с волонтёрами

Волонтёры нашли тело Кости Долгова, потерявшегося в лесу под Читой, в месте, где неоднократно проходили поисковики. Власти оказались не готовы к координации действий с гражданскими активистами.

1 из 2

Волонтёры 17 апреля - на третьи сутки после начала поисков - нашли тело семилетнего Кости Долгова, потерявшегося в лесу в окрестностях посёлка Карповка под Читой, в месте, где неоднократно проходили поисковики. Власти оказались не готовы к координации действий с гражданскими активистами, которые всегда ставят результат поиска выше иерархии и установленных порядков, а часто и собственной безопасности.

Основной ошибкой поисков спасатели назвали потерянный вечер 15 апреля. Ребёнок пропал после 16.00, родители обратились в полицию, по информации спасателей, в 19.00, полицейские не начали прочёсывать местность. Полиция опровергла слова начальника поисково-спасательной службы Забайкальского края Сергея Скрынника, заявив, что обращение в полицию поступило в 22.00. Поисково-спасательная служба прибыла на место в 22.30. «Если отмотать время назад — как можно было его спасти (...). По сути дела, мы приехали ночью. Если бы приехали хотя бы на два часа раньше. Ночью спасатели проехали мимо велосипеда, а только утром нашли его с левой стороны», - говорит Скрынник.

Пресс-служба УМВД распространила пресс-релиз о пропавшем мальчике утром 16 апреля, таким образом, волонтёры не могли присоединиться к поискам в первый вечер. Несвоевременно, что, по информации участников поисков, признали сами военные, были привлечены ресурсы Вооружённых сил - 16 апреля. Штаб поисков руководитель краевого департамента гражданской обороны и пожарной безопасности (ГО и ПБ) Фёдор Кургузкин - по поручению губернатора - возглавил 17 апреля, на третий день поисков, заявив 18 апреля, что, скорее всего, мальчик замёрз в первую же ночь.

Сбор волонтёров был организован самостоятельно и, по сложившейся традиции, первоначально замкнут на клуб любителей внедорожников «Диверсант», который, по стечению обстоятельств, остался без руководителя, имеющего опыт поисковых работ, Семёна Шифрина. «Я вот четко понимаю, что мне нужно быть сейчас с клубом #Диверсант в лесах Карповки...», - писал Шифрин в twitter с маршрута автопробега «Чита - Севастополь». Пользователи отвечали ему, что каждый должен быть на своём месте.

Волонтёры среагировали на новость меньше чем за два часа, но процесс их организации был стихийным и разбросанным по разным площадкам - социальным сетям, форумам и комментариям под новостями о поисках. Впоследствии и департамент ГО и ПБ, и спасатели скажут, что никто не ожидал такого наплыва добровольцев - искать ребёнка приехали около 800 человек.

Ситуацию усугублял тот факт, что часть добровольцев приезжали на помощь на эмоциях - не подготовленными к ориентированию на местности, в неподходящей одежде и обуви, без прививок и репеллентов от клещей, на машинах низкой проходимости. Несколько волонтёров потерялись в процессе поисков в ночь на 17 апреля и выбирались из леса до четырёх утра.

Среди недостатков организации волонтёры перечисляют несогласованность действий полиции, военных, спасателей - отсутствие единого штаба до 17 апреля; отсутствие доставки людей к месту поисков, указательных знаков проезда к штабу, отсутствие автобусов для тех, кто бросил машины за несколько километров от места поисков, у волонтёров не было карт, координаторов по созданию и движению групп; недостаточное количество техники: автозаправщиков, вертолётов, крана, на котором можно было поднять стрелу с ксеноновыми фонарями; громкоговорителей, отсутствие медпалатки, питания для участников.

Сергей Скрынник также говорит о проблемах в организации поисков: «Есть инструкции действий при ЧС — кто организует работы, кто участвует, что нужно делать. Вот эти, «кто должен был организовать», ссылаются, что это не ЧС. Считается, что один человек это не чрезвычайная ситуация. Но есть ЧС резонансные — ребёнок. Есть понятие де-юре и де-факто. Де-юре она вроде не подходит как чрезвычайная, но уже было столько привлечено сил и средств. Только признать это надо было не 17-го или 18-го, что это чрезвычайная ситуация, а признать это надо было буквально сразу. Даже 16 апреля было уже поздно, потому что ребёнок замёрз в первую ночь. Много было ошибок».

В итоге тело ребёнка нашли в половине десятого вечера 17 апреля около ручья в 2,5 километра от места, где сутками ранее нашли его велосипед. Кургузкин утверждает, что на второй день поисков, 16 апреля, это место прочёсывалось. Но лес в том районе был завален деревьями, горельником, были кустарники, что осложняло поиски. «Поэтому 17 апреля штаб принял решение прочесать эту местность ещё раз. Спасатели также сплавлялись вниз по течению Ингоды и Никишихи, осматривали берега», - говорит Кургузкин.

Спасатели намерены сделать выводы из произошедшей трагедии для того, чтобы подобного не повторилось. Эти же выводы нужно сделать департаменту Кургузкина, да и вообще всем властям, которые не привыкли эффективно взаимодействовать с активистами, джипперами, просто обычными людьми, которые бросаются на помощь, как только слышат просьбу о ней. А часто делают это ещё до того, как власти успевают начать действовать.

Об этом в социальных сетях говорили участники поисков: «Уровень готовности к поисковым операциям у них на десятки уровней выше, нежели у представителей власти. Самоотверженность запредельная»; «В целом: могли спасти. Кто-то сделал больше, чем мог, кто-то - что мог. Кто-то - так. И провалились как раз не добровольцы»; «Управленцам, которые в кризисной ситуации сообщают 100+ волонтерам, что «тут не наши полномочия и там не наши и мы сбоку» - спасибо».

Кургзкин говорит о том, что помощь волонтёров оказалась очень полезной, но поиски были опасны для них самих: «После окончания поисковых работ мы до часу ночи были вынуждены собирать людей по лесу. Много человек приезжало, рвались в бой, за что им спасибо, но они были не подготовлены, не имели ни опыта нахождения в лесу, ни специальной одежды. Приезжали даже девушки на высоких каблуках, в юбках, в коротеньких курточках, без головных уборов. Мы снимали до двух десятков клещей с людей, когда они выходили из леса».

По его словам, губернатор Забайкалья Константин Ильковский поставил задачу на будущее разработать систему по привлечению волонтёров к подобным поискам, так как это должны быть люди, привитые от клещей и имеющие необходимую экипировку. Сам Ильковский из ситуации вышел не в самом лучшем свете - его пресс-служба сообщила о том, что глава региона взял ситуацию на контроль, сразу после того, как волонтёры вынесли тело ребёнка из леса, завёрнутым в футболку. Контролировать в этот момент было уже нечего - разве что поиски тех добровольцев, которые, разыскивая ребёнка, потерялись сами.

Похороны Кости пройдут 19 апреля в Карповке. Прощание будет организовано в 14.00 за зданием общежития дорожного центра восстановительной медицины и реабилитации «Карповка». Если вы хотите помочь семье мальчика, деньги можно перечислить по следующим реквизитам: Сбербанк №639002749001912364 — Долгова Ольга Валерьевна и ВТБ №4272290792417883 — Долгов Анатолий Александрович. Сегодня, 18 апреля, до 21.00 на улице Богомягкова около площади Революции будет стоять белый Nissan AD с госномером К293СТ75 RUS, в которой также собираются деньги.

Час памяти Кости пройдёт 18 апреля в 21.00 на площади Ленина. Принести нужно стаканчик, свечу и спичку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления